1. Приветствие.

Приветствие педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:

Будем с буквами дружить,

Чтобы в слоги их сложить,

А потом читать слова,

Чтоб умнела голова!

 

Звуки речи. Гласные и согласные звуки.  

- Как вы думаете, для чего людям и животным нужны уши? Что можно услышать ими? (Ответы детей).

- Люди могут создавать звуки различными способами, в том числе и своим голосом.

Когда мы говорим, мы создаем звуки речи.

- Звук – это, то, что мы слышим и произносим. Звуки, которые мы произносим, - это звуки нашей речи.

Само слово ЗВУК состоит из звуков. Я произнесу их, а вы послушайте: З В У К. Теперь вы повторите эти звуки, а я послушаю.

Аналогичная работа проводится со словом УСЫ.

- Одни звуки мы произносим свободно. Они состоят только из голоса, поэтому называются гласными звуками.

- Давайте вместе с вами пропоём звуки А, У, Ы, О.

При произнесении других звуков во рту встречается преграда: губы, зубы, язык. Эти звуки называются – согласные.  

- Давайте вместе скажем Ж. Что нам мешает произносить этот звук, пропевать его? Какая преграда?

- А теперь скажем Л, М. Что здесь мешает?

- А вот стихотворение про гласные звуки  и согласные:

Звук согласный не поётся, -

О преграду голос бьётся.

Губы, зубы на пути

Не дают ему пройти.

- Давайте постараемся выучить это стихотворение.

Дети повторяют стих несколько раз.

При произнесении, каких звуков во рту встречаются преграды? (Ответы детей).

- Как называются эти звуки?

- Какие ещё есть звуки? В чём их особенность?

 

Подвижная игра. Речка.

Дети становятся в круг и выполняют движения в соответствие с текстом.

К речке быстро мы спустились, (шаг на месте)

Наклонились и умылись, (имитируем движения)

Раз, два, три, четыре – (хлопаем на каждый счёт в ладоши)

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно. (Делаем плавательные движения)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.  (Одновременное движение руками в стиле «брасс»)

Одной, другой, это - кроль.(Попеременные движения руками)

Все, как один, плывём как дельфин. (Идём по кругу, делая плавающие движения)

Вышли на берег крутой (шаг на месте)

И отправились домой!

 

Развитие фонематического слуха. Игра «Назови первый звук».

Игра проводится в кругу с мячом. Педагог произносит слова с интонационным выделением первого звука (волк, дом, рука, азбука, муравей, игла, ананас) и бросает мяч ребенку. Ребёнок называет первый звук слова и перебрасывает мяч обратно педагогу. Вместе определяем согласный или гласный звук стоит в начале этих слов.

 

Звук и буква А.

- Что просит сказать врач, когда осматривает горлышко? (А-а-а).

- Давайте вместе скажем: «а-а-а». Ротик открыт широко, воздух проходит свободно. Звук можно пропеть, протянуть. Значит звук….. (гласный).

- Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук а.      

Примерные слова: арбуз, аист, банка, стол, парта, стул, дом, зима, ручка, карандаш, книга, цветок.

Педагог выдаёт детям рабочий лист и предлагает раскрасить только те картинки, в названиях которых есть звук а.

- Какие картинки будем раскрашивать? Произнесите эти слова так, чтобы звук А чётко слышался.

- Составьте с этими словами свои предложения.

- Гласный звук А можно записывать буквой, которая так и называется: гласная буква А.

Педагог показывает карточку с буквой А и предлагает её обвести пальчиком.

- Звук мы слышим и произносим, а букву пишем и видим. Есть буква А – большая, заглавная и есть маленькая - а.

- Давайте выложим букву А из камешков.

Педагог выкладывает образец большой буквы А и просит детей выложить такую же букву.

Затем педагог выдаёт рабочие листы и даёт следующие задания:

1) Нарисовать на большой букве А горошины

2) Обвести карандашом нарисованные пунктиром буквы А.

3) Написать букву А самостоятельно.

 

Развитие фонематического слуха. Стих, в котором заблудился звук.

Педагог предлагает послушать стишок, в котором «заблудился звук»: «Куклу, выронив из рук, Маша мчится к маме. Там ползёт зелёный лук с длинными усами».

            Дети внимательно слушают и определяют, какой звук, в каком слове заблудился.   (звук ж, вместо слова лук нужно говорить жук).

Развитие артикуляционного аппарата. Чистоговорка.

                                                           На лугу под лопухом,

                                                           У лягушки летний дом.

Рассказываем чистоговорку  медленно и четко.  Работаем вместе с детьми хором и индивидуально.

Подвижная игра. Дождь.

Дети становятся в круг.

Капля - раз, капля - два, (прыжки на месте)

Очень медленно сперва, (прыжки на одной, а потом на другой ноге)

А потом, потом, потом - (хлопки руками на каждое слово)

Все бегом, бегом, бегом. (Бег)

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять. (Хлопки руками на каждое слово)

Кап-кап, кап-кап.(Свободные движения пальчиками)

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем. (Соединить руки над головой)

 

Звуковой анализ слова. Имена.  

Педагог обращает внимание детей на третье задание в рабочем листе.

- Ребята, художник нарисовал картинку про лису Алису и зайчика Коську.

- Какой первый звук вы слышите в имени лисы?  Это гласный или согласный звук? В имени зайчика? Это гласный или согласный звук?

- Назовите своё имя и определите, какой звук у вас стоит в начале имени.

Каждый ребенок называет свое имя и говорит, с какого звука его имя начинается. Педагог участвует в игре.

- С зайчиком и лисичкой произошла какая-то история. Прочитайте, что сказал зайчик, когда увидел лисичку?

Дети читают А-а-а!

- Придумайте рассказ про зайчика и лисичку. Рассказ должен состоять из 5 предложений.

Предложение. Схемы предложений.

Педагог предлагает детям выполнить задание в рабочем листе – подобрать схемы к предложениям.

Затем дети придумывают сами предложения по заданным схемам: из двух слов, из трёх слов и из четырёх слов. Можно придумать предложение с одним словом, например, «шарик» («Шарик улетел», «Мише купили шарик», «Мише купили красный шарик»).

Слоговая структура слова.  Подбираем схему.

Дети выполняют в рабочем листе следующее задание – подбирают к словам соответствующие схемы.

- Произнесите слово «молоток» так, чтобы чётко слышался ударный слог.

- Сколько слогов в слове змея? Назовите первый слог. Второй слог.

При определении слогов дети пользуются ранее разученным приёмом «ладошка-подбородок».

Педагог предлагает придумать свои слова к заданным схемам. При необходимости помогает.

Пальчиковая гимнастика. В саду.

Разгибаем пальчики из кулачка по одному под стихотворение.

Палец толстый и большой в сад за сливами пошёл.

Указательный с порога указал ему дорогу.

Палец средний – самый меткий, он снимает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает.

Подготовка руки к письму. Ёлочки.

Дети обводят ёлочки карандашом не отрывая руки слева направо.

Прощание

Дети садятся на пол в круг вместе с педагогом и берутся за руки. Хором произносят стихотворение,  раскачивая руками в такт.

Мы чудесно занимались,

Все играли, все старались,

Скоро встретимся опять,

Чтобы снова почитать!